Univeige

Это интересно

О ДОЛЖНОЙ ОСМОТРИТЕЛЬНОСТИ

Всем известно, что в последние несколько лет практика налоговых проверок представляет собой оперативно-розыскные мероприятия, направленные на поиск фирм «однодневок» среди контрагентов компании, а не документальную проверку операций на соответствие Налогового Кодекса. Зачастую в актах налоговых органов можно не встретить ни одной ссылки на НК РФ, но увидеть полноценную картину деятельности работы контрагентов компании.

Что же делать компании, не обладающей такими поисковыми ресурсами, которые есть в распоряжении налоговой инспекции? Судя по опыту нашей работы, основной аргумент, который компания должна противопоставить налоговикам – это то, что она действовала с должной осмотрительностью в выборе контрагента.

Законодательного определения «должной осмотрительности» нет, но на практике это означает, что компания не должна заключать договора с фирмами, которые обладают признаками компаний - однодневок.

При этом позиция ФНС состоит в том, что пострадать за неосмотрительность в выборе контрагентов должны не только те компании, которые намеренно вступили в отношения с фирмой – однодневкой, но и те, которые не знали о наличии у компании признаков однодневок, но могли бы их выявить, осуществив ряд контрольных мероприятий.

Поэтому заключая договора на первоначальном этапе компания должна максимально обезопасить себя, чтобы всегда иметь возможность доказать свою должную осмотрительность.

Для того, чтобы процесс проверки контрагентов не принимал трудоемкий и хаотичный характер, мы предлагаем своим клиентам регламентировать этот процесс соответствующим локальным нормативным актом.

Регламент проверки контрагентов, на наш взгляд, в обязательном порядке должен устанавливать критерии, при которых контрагент подлежит проверке, устанавливать перечень документов, при котором проверка контрагента будет признана необходимой и достаточной, а также устанавливать ответственных за соблюдение этого регламента лиц.

Мы предлагаем разделять контрагентов по степени риска (высокорисковых, среднерисковых и низкорисковых) в зависимости от объема и характера совершаемых операций, и для каждой из групп устанавливать свой пакет подтверждающих документов.

Опыт нашей работы показывает, что если компания проводит проверку своих контрагентов в соответствии с установленным ею Регламентом, то отсутствие каких-либо иных документов, которые по мнению налоговых органов она обязана была запросить у контрагента, но не запросила (поскольку они не были предусмотрены Регламентом), не будет являться основанием для того, чтобы признавать отсутствие должной осмотрительности.

Мы готовы разработать Регламент проверки контрагентов, подходящий для работы именно вашей компании.

А также будем рады ответить на все возникающие вопросы и дать комментарии касательно проведения налоговых проверок на сегодняшний день.


Возврат к списку