Univeige

Это интересно

ИЗМЕНЕНИЯ В СВЯЗИ С ДЕОФФШОРИЗАЦИЕЙ

Согласно Федеральному Закону №376-ФЗ от 24 ноября 2014 года изменения, направленные на деоффшоризацию экономики включают в себя:

  1. Введение правил контролируемых иностранных компаний (КИК)

  2. Определение налогового резидентства компаний по месту их управления, не только по месту их регистрации

  3. Введение понятия «фактического собственника дохода» (бенефециарного собственника) с целью ограничения злоупотреблений соглашениями об избежании двойного налогообложения.

Рассмотрим каждое из этих изменений.

  1. Введение правил контролируемых иностранных компаний (КИК)

Цель правил КИК – налогообложение нераспределенной прибыли иностранной контролируемой компании на уровне бенефициара – российского резидента (по ставке 13% на уровне физических лиц и по ставке 20% на уровне юридических лиц).

Критерии КИК:

  1. Иностранная организация, доля участия в которой более 25%, а также доля участия более 10%, если общая доля российских резидентов превышает 50%. А также оказание (возможность оказания) определяющего влияния на решения в отношении распределения прибыли.

  2. Иностранные структуры без образования юридического лица, которые вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение прибыли в интересах бенефициаров ( в т.ч. фонд, траст, партнерство), при наличии оказание (возможность оказания) определяющего влияния на решения в отношении распределения прибыли.

Следующие компании (структуры) признаются КИК, однако их прибыль освобождается от налогообложения:

  • Некоммерческие организации, не распределяющие прибыль

  • Компании и структуры, зарегистрированные в странах ЕАЭС

  • «Активные» компании, холдинги и субхолдинги (с долей пассивных доходов менее 20%), а также «активных» холдингов, субхолдингов, доходы которых состоят преимущественно из дивидендов «активных» компаний. При расчете доли «активных» доходов КИК не учитываются доходы в виде: курсовых разниц, переоценки ценных бумаг и финансовых инструментов, доходов от восстановления резервов и прибыли дочерних предприятий (за исключением дивидендов), отраженной в отчетности.

  • Участники СРП с правительствами иностранных государств, операторы новых морских месторождений при выполнении ряда условий

  • Компании, расположенные в странах, с которыми имеется международный договор РФ по вопросам налогообложения (кроме стран, не обеспечивающих обмен информацией, например, Великобритания, Австрия, Швейцария и т.д.), которые удовлетворяют одному из следующих условий:

- эффективная ставка налога на прибыль компании превышает 75% средневзвешенной ставки по налогу на прибыль РФ (рассчитывается как частное от деления суммы налога, уплаченного в стране регистрации компании плюс налога, удержанного у источника выплаты на общую сумму дохода)

- банки и страховые организации

- эмитенты обращающихся облигаций

Принципы определения налогооблагаемой базы КИК

Определяющим фактором при определении налогооблагаемой базы КИК является факт наличия Соглашения об избежании двойного налогообложения со страной, резидентом которой является КИК, а также обязательного аудиторского заключения КИК.

В том случае, если есть Соглашение и обязательный аудит, то берется прибыль по данным финансовой отчетности по среднему курсу ЦБ за год, корректируется на переоценку ценных бумаг и деривативов, корректируется на доходы и расходы по резервам – получается прибыль до налогообложения.

В том случае, если нет Соглашения и/или обязательного аудита, то налог по КИК считается изначально по правилам главы 25 НК РФ – получается также прибыль до налогообложения.

Далее в обоих случаях вычитается налог на прибыль в стране местонахождения и удержанный у источника, вычитаются дивиденды, по которым контролирующее лицо признало себя бенефициаром, вычитаются дивиденды, распределенные по итогам года.

Прибыль учитывается у контролирующего лица, если она превышает 10млн.руб. (в переходный период применяются иные пороги: 2015 год – 50 млн. рублей, 2016 год – 30 млн. рублей).

Штраф за недоплату налога в отношении КИК установлен в размере 20% от суммы недоплаченного налога, но не менее 100 тыс. руб. (не взимается в переходный период, т.е. в отношении прибыли КИК за 2015-2017 гг.).

Отчетность по КИК

Прибыль КИК включается в налоговую декларацию контролирующего лица:

- физического лица – в декларацию по НДФЛ

- юридического лица – в декларацию по налогу на прибыль

Датой получения дохода в виде прибыли КИК признается 31 декабря календарного года, следующего за налоговым периодом, на который приходится дата окончания периода, за который составляется финансовая отчетность КИК в соответствием с ее личным законом.

В случае косвенного участия в КИК налогоплательщик может уменьшить прибыль такого КИК на суммы прибыли, учтенные при расчете налога российскими организациями (контролирующими лицами), через которое осуществляется косвенное владение.

Таким образом, 31 декабря 2016 года будет является моментом признания прибыли КИК за 2015 год ( соответственно подача декларации по налогу на прибыль юридическим лицом будет 28.03.2017, а подача декларации по НДФЛ физическим лицом – 30.04.2017 с декларируемой прибылью КИК за 2015 год).

Кроме деклараций налогоплательщики обязаны предоставлять ряд уведомлений в налоговые органы:

 уведомление об участии в иностранных организациях (если доля прямого или косвенного участия превышает 10%), а также об учреждении иностранной структуры без образования юридического лица. Штраф за непредоставление или искажение сведений – 50 тыс. рублей по каждой компании.

 уведомление о КИК (штраф за непредоставление или искажение сведений – 100 тыс. рублей по каждой КИК). Первое уведомление о КИК необходимо подать до 20 марта 2017 года (Письмо ФНС России от 4 апреля 2016 г. № ЕД-3-13/1427@ "Об обязанности налогоплательщиков уведомить налоговый орган о контролируемых иностранных компаниях").

 в отношении иностранных организаций, владеющих недвижимым имуществом на территории РФ, необходимо сообщить налоговым органам о лицах, которым прямо или косвенно принадлежит более чем 5% в такой иностранной организации (структуре без образования юридического лица), включая раскрытие порядка косвенного участия.

2.Определение налогового резидентства компаний по месту их управления, не только по месту их регистрации

Суть данного положения – иностранные организации, управление которыми фактически осуществляется из России, могут быть признаны российскими налоговыми резидентами.

Для признания компании российским налоговым резидентом оцениваются два основных критерия:

1) регулярная деятельность исполнительного органа компании в РФ

2) деятельность главных должностных лиц по управлению организацией осуществляется в РФ.

Если возникает ситуация, при которой критерии соблюдаются и в отношении РФ, и иной юрисдикции, то организация признается резидентом РФ при выполнении одного из следующих условий:

1) В РФ ведется бухгалтерский и управленческий учет,

2) В РФ ведется делопроизводство,

3) В РФ осуществляется управление персоналом.

Выполнение некоторых вспомогательных функций в РФ не влияет на статус налогового резидентства (например, подготовка консолидированной финансовой и управленческой отчетности в РФ, подготовка и принятие решений компетенции собрания акционеров, подготовка к заседаниям советов директоров, выполнение отдельных функций в рамках планирования и контроля над дочерней организацией, деятельность управляющего инвестиционным фондом ).

Законом предусмотрена возможность добровольного признания компаний российскими налоговыми резидентами ( это компании, основной вид деятельности которых – участие в СРП, «активные» холдинги и субхолдинги, операторы новых морских месторождений) . Для таких компаний предусматривается возможность применять ставку 0% на полученные дивиденды (ставка не может быть применена компаниями, признанными российскими налоговыми резидентами принудительно).

Иностранные компании, осуществляющие коммерческую деятельность с использованием собственного квалифицированного персонала и активов в государстве, с которым у РФ имеется ДИДН, и (или) в иностранном государстве (на территории) нахождения ее обособленных подразделений, с которым у РФ имеется ДИДН, не будут признаваться налоговыми резидентами РФ (необходимо документальное подтверждение соблюдения критериев). Также законом предусмотрены иные случаи, в которых иностранная компания не будет признаваться налоговым резидентом РФ.

Если иностранная организация ликвидируется до 1 января 2018 года, то она не может быть признана российским налоговым резидентом (срок может быть продлен на год при определенных обстоятельствах).

  1. Введение понятия «фактического собственника дохода» (бенефециарного собственника) с целью ограничения злоупотреблений соглашениями об избежании двойного налогообложения.

Мера ограничивает возможность применения пониженных ставок налогообложения, предусмотренных Соглашениями, если лицо, получающее доход, не является бенефициарным собственником, то есть лицом, имеющим фактическое право на доход (в частности, имеет ли оно право определять его экономическую судьбу).

Таким образом, бенефициарный собственник:

- имеет право самостоятельно пользоваться (распоряжаться) доходом, с учетом выполняемых функций, или

- является лицом, в интересах которого иное лицо правомочно распоряжаться доходом

Не бенефициарный собственник:

- выполняет ограниченные функции или не принимает на себя риски

- прямо или косвенно выплачивает такие доходы иному лицу, которое при прямом получении таких доходов не имело бы право на применение льгот

Закон говорит о необходимости предоставления иностранной организацией – получателем дохода налоговому агенту подтверждения, что такая иностранная организация имеет фактическое право на полученный доход до даты выплаты такого дохода. Отметим, что Минфин РФ в письмах 24 июля 2014 г. N 03-08-05/36499 и от 27 марта 2015 г. N 03-08-05/16994 приводит примеры документов, которые может получить налоговый агент для подтверждения фактического собственника дохода. Если налоговому агенту стало известно, кто на самом деле является бенефициарным собственником дохода, то закон позволяет использовать соответствующее соглашение со страной резидентства этого бенефициарного собственника (при определенных условиях).

В случае, если фактическим получателем дохода является резидент РФ, то налогообложение выплачиваемого дохода производится в соответствии с НК РФ (ставка 0% на дивиденды для получателей – юридических лиц применима только при соблюдении общих условий) и без удержания налога у источника при информировании налоговых органов о произведенной выплате (форма для информирования разработана ФНС). При выплате дивидендов налоговому агенту дополнительно необходимо предоставить следующие документы:

 Документальное подтверждение отсутствия фактического права на доход у первой в цепочке выплаты иностранной организации;

 Информацию о лице, которое такая иностранная организация признает фактическим получателем дохода.

Специалисты компании Юнивеж с удовольствием окажут помощь в консультировании по данным вопросам, а также помогут разобраться с каждой конкретной ситуацией с учетом всех ньюансов.



Возврат к списку